
Городской автомобиль — это утилитарное средство передвижения из точки «А» в точку «В» по схеме «хоть как-нибудь»? Или же вполне комфортный и удобный современный автомобиль, способный экономить бюджетные средства своего авто-мучителя? Ведь если он есть, значит, он для чего-то нужен.
Городской автомобиль своим появлением на свет обязан двум основным константам: это обязательное наличие города как такового и самого автомобиля, способного в условиях этого самого города свободно перемещаться.
Идея создания авто специально для городских условий появилась практически сразу после начала массового производства автомобилей, и главным ее лейтмотивом стало создание дешевого в эксплуатации транспортного средства. Небольшой по мощности двигатель, а значит, относительно дешевый, мог таскать только легкий кузов, что подразумевает, будто он должен был быть маленьким по размерам и желательно дешевым в производстве. Первый всплеск массового выпуска малолитражных авто пришелся на послевоенное время. Конструкторские идеи, которыми руководствовались инженеры в те годы, оказались во многом нестандартными и впоследствии вошли в историю мирового автопрома. И пошло-поехало, а точнее, покатились по городам послевоенной Европы, а затем и всего мира маленькие автомобильчики.
Меньше некуда
Smart — это огромный автомобиль для города! Peel P50 — вот крайняя степень воплощения миниатюрности.
Трехколесная машинка длиной всего 1340 мм, шириной 990 мм и весом 59 кг, снабженная49-кубовым двухтактным мотоциклетным двигателем DKW мощностью 4,2 л/с, способна была покорять отметку скорости аж в 61 км/ч. Пилот попадал вовнутрь через единственную дверь слева, а путь в ночи ему освещала лишь одна фара. Ехать на Peel P50 надо было вперед и только вперед — задняя передача в трехступенчатой коробке передач отсутствовала. Самая оригинальная деталь микромашинки — специальная рукоять, расположенная позади автомобильчика. С ее помощью можно было вручную развернуть авто на месте или просто забрать с собой. Чудо техники выпускалось компанией Peel Engineering Company с 1963 по 1964 г. и стоило 199 фунтов стерлингов за единицу миниатюрности. И сегодня Peel P50 удерживает пальму первенства самого маленького серийного автомобиля в мире.
Самой нетривиальной малолитражкой того времени можно смело назвать автомобильчик Isetta производства концерна BMW, который, собственно, и вытянул компанию из послевоенного финансового кризиса. Особенностью его был процесс «входа» в салон через торцевую дверь в носовой части кузова. В 1946 г. был запущен знаменитый проект компании Volkswagen-Type 1, он же VW-11, несколько видоизмененный довоенный KdF-38 (VW-38), знакомый нам под более привычным названием «жук». Последний представитель «жуков» слез с конвейерной ленты в 2003 г. с общим результатом в 21 млн 529 тыс. 464 особи. В социалистическом лагере было свое видение маленького авто, и оно явило на свет гэдээровский Trabant — простенький, удобный и, главное, плохо ржавеющий автомобиль — для кузовных панелей использовался «хитрый» пластик, состоящий из смеси полимерных смол в сочетании с отходами хлопкового производства. И такие легендарные средства перемещения в пространстве, как английский MINI, французский Citroen 2CV и итальянский Fiat 600, ставшие прародителями многих современных моделей.
До середины
Сегодня уже совсем иные каноны минимализма. И приобретение маленького автомобиля вовсе не означает примитивность его агрегатов или убогость внутри. Современные городские автомобили по уровню комфорта и безопасности давно не уступают своим собратьям из классов старших. Съездить на работу и обратно, добраться до магазина и не сжечь при этом 30 литров горючего — вполне реально. И главное — долой стереотипы! Каждый автомобиль создан для конкретной задачи и своей среды обитания. Вскапывание городских газонов на внедорожнике — удел людей неадекватных. Перемещение в городской среде с максимальным комфортом — функция именно городских автомобилей, позволяющих выполнять повседневные задачи при явной экономии денежных средств и нервных клеток.
НУЖЕН ШТОПОР
Одна из самых длинных автомобильных пробок в мире возникла в субботу, 14 августа 2010 г., на подъезде к столице Китая на шоссе Пекин—Тибет из-за ремонта дороги. К понедельнику, 23 августа, ее протяженность составляла уже 100 км. На борьбу с недугом было брошено 400 полицейских, которые смогли сократить длину пробки до 65 км. Но вскоре участники великого стояния начали коротать время за настольными играми, и в течение трех дней пробка выросла в 2,5 раза и достигала уже 260 км. Самым большим раздражителем, по словам самих водителей, помимо пробки, стали местные жители: они продавали «отдыхающим» быстрорастворимую лапшу и воду по «несколько завышенным» ценам.
Наиболее доступные и распространенные нынче марки — Chevrolet Spark, Peugeot 107, Kia Picanto, Opel Corsa и Skoda Fabia. В категории «постарше» выступают Mini Cooper, Fiat 500, Smart Fortwo, BMW
Современный мир стал одним большим городом, где доминирует тенденция к глобальному уплотнению. Да и вид из окна подсказывает, что, возможно, уже завтра я не заберусь во двор на своей машине — придется уплотняться. Но благодаря современным городским авто слово «компактность» перестанет быть синонимом «тесноты», а «городской» — олицетворять серость и безликость.