Олимпийцы, окуните ваши кисти

На Играх в Лондоне среди победителей не будет ни поэтов, ни актеров, ни художников. А ведь не только в древности, но и относительно недавно соревнования в различных видах искусства входили в обязательную программу Олимпиад.

НЕРОН — ЧЕМПИОН
Для древних греков Олимпийские игры были куда больше, чем просто состязания. Например, иудеи ведут отсчет времени от сотворения мира, христиане отсчет новой эры начинают от рождения Христа, а мусульмане — с момента бегства Мухаммеда из Мекки. А вот для древних греков начало всех времен — 1 июля 776 г. до н.э. В этот день стартовали первые Олимпийские игры. Чувствуете разницу?

Хотя на самом деле Игры в Греции проводили и раньше, но именно в этом году стал известен победитель, первый олимпийский чемпион — Кореб из Элиды. Античные греки нашли его скульптуру с выбитой на ней датой. Так благодаря связи Олимпиад с искусством греки смогли начать отсчет времени.
Во время Игр со всей Эллады съезжались философы, поэты и ученые. Платон, кстати, в молодости и сам участвовал в Играх, а Пифагор был олимпийским чемпионом в кулачном бое.

Поворотной в истории древних Игр стала 96-я Олимпиада (396 г. до н.э.). Именно тогда в обязательную программу были включены состязания поэтов, актеров, певцов и музыкантов. Так же как и победители-спортсмены, они получали лавровый венок чемпиона и оливковую ветвь. 

Самым известным победителем Игр в актерском и певческом искусстве был римский император Нерон. В 67 г. н.э. он стал трехкратным олимпийским чемпионом. Правда, третий лавровый венок император выиграл в гонках на колесницах. История не сохранила подробностей, как он выиграл состязания актеров и певцов, а вот как победил в заездах колесниц — известно: вышел на старт пьяным, дважды выпадал из колесницы, но все же победил — смельчаков обогнать императора-садиста не нашлось.

КУБЕРТЕН — ЧЕМПИОН
Отец современных Олимпийских игр барон Пьер де Кубертен о традиции участия в соревнованиях деятелей искусств вспомнил не сразу. Лишь через 10 лет после того, как в Афинах прошли первые Игры — в мае 1906 г., —барон собрал в Париже съезд членов Международного олимпийского комитета (МОК), на который пригласил и представителей парижской богемы. Было решено включить в олимпийскую программу соревнования в пяти видах искусств: архитектуре, литературе, музыке, изобразительном искусстве и скульптуре.
Первый турнир архитекторов, музыкантов и художников прошел на пятых играх в Стокгольме. В соревнованиях литераторов принял участие и сам Кубертен. Он выставил на конкурс свою знаменитую «Оду спорту», ту самую, которая начинается со слов «О, спорт, ты — мир!», и заслуженно выиграл золотую медаль.

На парижской Олимпиаде-1924 арбитром на соревнованиях музыкантов выступил Игорь Стравинский, а литераторов оценивала Сельма Лагерлеф, автор «Чудесного путешествия Нильса» и первая женщина, получившая Нобелевскую премию по литературе. Кстати, среди 193 участников «соревнований искусств» были и три представителя Страны Советов. Так что утверждение, что впервые представители СССР приняли участие в Играх-1952, не соответствует действительности, а лишь свидетельствует, что поэты, музыканты, певцы так и не стали равноправной частью олимпийского движения.

Самым удачливым на Играх был художник из Люксембурга Жан Жакоби, дважды становившийся олимпийским чемпионом. Интересно, что только двум спортсменам удавалось взять медали и в атлетических, и неатлетических состязаниях. Первый — американец Уолтер Винанс, победивший в 1908 г. в соревнованиях стрелков, а в 1912-м взявший золото за свою скульптуру «Американский рысак». Второй — двукратный олимпийский чемпион венгр Альфред Хаджош. Обе медали он выиграл на первых Олимпийских играх в Афинах, а 28 лет спустя получил серебро в состязаниях архитекторов за свой проект стадиона.

РИФЕНШТАЛЬ — ЧЕМПИОН
Олимпийские игры в фашистской Германии положили начало публичных телевизионных трансляций с открытия берлинской Олимпиады. На Олимпиаде-1928 в Амстердаме впервые был зажжен олимпийский огонь, а вот генеральному секретарю оргкомитета Игр-1936 и генеральному секретарю рейха по физическому воспитанию Карлу Диму первому пришла в голову идея организовать эстафету огня из Олимпии в Берлин. Что также стало доброй олимпийской традицией.

Но все-таки Игры в Берлине помнят в основном из-за Лени Рифеншталь. В своем фильме «Олимпия» она создала новую эстетику, возвеличив человеческое тело, совершенство его линий и движений. Фильм и сегодня считается шедевром кинодокументалистики, свершившим революцию в технике и съемок, и монтажа. Чтобы снять прыгунов с шестом на фоне неба, Рифеншталь вырыла ямы на поле. Чтобы эффектно снять бег на короткие дистанции, она катапультировала камеру одновременно со стартом бегунов. Чтобы снять общие планы стадиона и спортивных состязаний с воздуха, использовала дирижабли и воздушные шары. Прыжки в воду снимали тремя камерами — одна сверху, другая, впервые в истории кино, — под водой, а третья — сбоку. Во время монтажа, запустив пленку в обратную сторону, меняя ритм и замедляя его, Лени добилась потрясающего эффекта парения в воздухе человеческих тел. Не менее знаменит и финал: соревнования по прыжкам в воду у мужчин показаны как полет в небе.

Фильм был готов в 1938 г. Руководство Международного олимпийского комитета было настолько впечатлено шедевром Рифеншталь, что вопреки правилам наградило ее золотой олимпийской медалью. Но она получила ее лишь в 2001 г. в возрасте 99 лет. В 1948-м, на Лозаннском фестивале, Рифеншталь был присужден Олимпийский диплом, а в 1956 г. голливудское жюри удостоило кинофильм статуса «одного из десяти лучших фильмов мира».

Что касается «художественных» соревнований на Олимпиадах, то в последний раз они прошли в Лондоне в 1948 г. Художников, литераторов и музыкантов причислили к категории профессионалов, а принимать участие в Олимпиаде могли только любители.

С начала 1990-х для профессионалов на Олимпиадах включили зеленый свет. Вот только о возвращении состязаний в искусствах пока ничего не слышно.