Под звуки беримбау

Какие ассоциации возникают у вас при слове «Бразилия»? Футбол, карнавал, зажигательная самба, телевизионное «мыло»? А, может быть, капоэйра?

Хотя, вряд ли. Пока об этом удивительном виде спорта в нашей стране знают немногие. Даже его название до конца как-то не утвердилось. Португальское capoeira транскрибируют и как капоэйра, и как капу-
эйра. Да и с определением самого занятия тоже не все просто. Это удивительное действо можно назвать спортом, единоборством с элементами акробатики. Можно — игрой или боевыми танцами. И даже народным искусством, так как выступления бойцов обязательно сопровождаются хоровым или сольным пением и ритмической музыкой. А еще капоэйра — сплав этнических культур народов разных континентов и синтез нескольких религий. Чтобы разобраться во всех этих хитросплетениях, нам придется заглянуть в сельву Бразилии и углубиться в историю этой страны.

В государстве рабов

Как и многие другие виды национальных единоборств, капоэйра зародилась, во-первых, в народной среде, во-вторых, нелегально. Поэтому письменных источников, подтверждающих точное время и место ее поя-вления, не найти. Более-менее достоверные источники относятся к XVIII в. И по ним известно, что этот вид боевого искусства появился среди чернокожих невольников, которых при-возили в Бразилию из других португальских колоний (за годы рабства было ввезено около 5 млн. африканцев). Рабы, не выдерживающие тяжелой работы на тростниковых и табачных плантациях, бежали в сельву, где в труднодоступных районах тропических лесов встречались с аборигенами — племенами индейцев. Здесь они основывали общие вольные поселения — киломбуш. Понятно, что с оружием у вольнолюбивых рабов дела обстояли плохо. И чтобы противостоять поработителям, они начали создавать и развивать свое боевое искусство. Считается, что его основой стали некоторые приемы борьбы индейцев и ритуальные танцы африканских племен. Это была и неплохая маскировка: отрабатывать удары на рабовладельческой фазенде невольникам никто бы не позволил, а танцевать и молиться было можно. Поэтому бой и стал похож на танец. Люди вставали в круг — роду — отбивали ритм, играли и пели, а в центр выходили два бойца и как петухи, раскачиваясь и пританцовывая, ходили друг перед другом, стремясь перехитрить противника и нанести ему неожиданный удар. По одной из версий и само слово капоэйра произошло от названия петушиных боев на африканском языке киконго. Правда, другая версия гласит, что так местные индейцы называли площадку, расчищенную от тропической растительности. Но никакого противоречия здесь нет, мы же выяснили, что капоэйра — это синтез этнических культур, и каждый участник мог вкладывать в звучание этого слово свое значение.

От боев до фестивалей

Рабство в Бразилии отменили в конце XIX в., но социальное неравенство, естественно, осталось. А вместе с ним — борцы за права, революционеры и криминальные группировки.
Капоэйра же была запрещена конституцией... Но, как известно, ничто так не способствует популяризации любого вида деятельности, как его полный запрет. Капоэйра продолжала развиваться подпольно и была совсем не безобидным видом спорта. Ее приверженцы — ловкие и хитроумные бойцы с прекрасной реакцией — виртуозно владели не только собственным телом, но и ножами, бритвами, палками. Развивалась и песенная культура: слагались новые песни, исполнение каждой из которых направляло сражающихся. Под одни они бились с ножами, под другие — с палками, какие-то сигнализировали о приближении полиции, другие определяли характер боя — жесткий или, наоборот, бесконтактный. Ритм и музыка задавали темп. Песни-баллады слагали уже на португальском, а музыкальные инструменты оставались прежними. Основной из них — беримбау — выглядит как лук с тетивой, на конце которого приделана маленькая сухая тыковка (для резонанса). Кроме того, в этом оркестре древних инструментов есть атабаке — традиционный африканский барабан, бубен — пандейру, двойной колокольчик — агого и реку-реку — ребристая деревянная трещотка.
В 1930 г. в Бразилии случился военный переворот, и после него запрет на этот национальный вид спорта был снят. Основателем первой школы капоэйры стал Местре Бимба. Он обобщил и систематизировал многовековой опыт и разработал свои методики преподавания, комплексы движений, ударов и контрударов. И сформулировал основные правила, так называемые «8 последовательностей Бимбы». Они достаточно просты (не пить, не курить, хорошо учиться, постоянно тренироваться, не распространяться особенно о своих занятиях и т.п.), но настраивают начинающего капоэйриста на здоровый и правильный образ жизни.
Словом, капоэйра перестала быть тайным оружием уличных банд и превратилась в красивое и очень эффектное — зрелищное — боевое искусство. Как правило, бесконтактное. Возникло множество школ и направлений, быстро распространившихся по миру. Во второй

половине прошлого века стали проходить международные фестивали. А в начале нынешнего школы капоэйры появились в и России. И год от года они становятся все популярней. Занимающихся там привлекают не только боевые навыки и эффектные приемы, не только красивая пластика и хорошая физическая подготовка, но и удивительная атмосфера, царящая здесь. Несмотря на то, что нагрузки на тренировках довольно большие, подкупает доброжелательная дружеская атмосфера, когда в кругу — роде — стоят только свои, которые поддерживают, подбадривают, создают чувство локтя. Это состояние специально культивируется. Не случайно одна из школ так и называется Axe Capoeira (аше-капоэйра), а это слово можно перевести и как кураж, и как жизненная энергия, и как радость. Ну и, конечно, —
латиноамериканские ритмы, красивые песни, постоянное движение (здесь нет статичных стоек), бой похожий на игру и танец.